Люминесцентные лампы как источники света для съемки используются редко. Для получения большей освещенности попробуйте на время съемки вкрутить мощные лампочки. Они стоят недорого, но зато освещенность комнаты станет заметно выше. Хорошо использовать матовые лампочки, мягче рассеивающие свет по сравнению с обычными. Однако один источник света дает не самый лучший световой рисунок. Вы вполне можете поэкспериментировать с дополнительными источниками света. Это могут быть настольная лампа, торшер, бра и т.п. (желательно с белыми абажурами) Модель можно подсветить сбоку или сзади, сверху – экспериментируйте, ищите наиболее удачное и интересное освещение. Светильники можно направить на стену, в потолок или на отражатель. Подбирайте тот световой рисунок, который придаст модели большую выразительность, поможет подчеркнуть характер, настроение, выражение лица. Освещение должно работать на общую композицию и удачно подчеркивать главное, чтобы сделать акцент. Грамотно и творчески используя освещение, вы быстрее добьетесь успеха, чем, если будете идти методом собственных проб и ошибок. Но источник света сам по себе не обеспечит хорошую фотографию. Жесткий направленный свет можно использовать по-разному. Чтобы сделать свет мягким, рассеянным, можно использовать марлю, тюль, располагайте источник света на разных расстояниях от рассеивателя, чтобы получать различные эффекты.
Так как такой источник постоянного света излучает много тепла и сильно греется, накрыть его марлей сверху не получится. И чтобы сделать свет от него более рассеянным, можно расположить его за висящей белой тканью на некотором расстоянии. Мощные прожекторы сильно греются, и в целях безопасности не оставляйте их включенными без присмотра. Особенно если рядом есть ткань, бумага, пленка и т.д. Будьте очень внимательными, используя такие светильники – не кладите их на диван, стул, кресло. Это очень опасно. Они должны быть закреплены на кронштейне.
При помощи нескольких настольных ламп с матовыми лампочками можно создать неплохой световой рисунок на портрете
Чтобы получить хороший портрет, конечно, одного источника света, пусть даже с рассеивателем, недостаточно. Нужно как минимум два, а лучше три и даже больше. Самое простое и доступное решение – недорогие офисные лампы со струбцинами либо с прищепками. Они легкие, небольшие, излучают хороший равномерный свет. Вполне достаточно матовой лампы на 60-75 Вт. Комбинируя их, вы получите довольно интересное освещение. В отличие от импульсного света (вспышек), с этими лампами проще работать – вы сразу видите, что у вас должно в итоге получиться на снимке. Постоянная практика, поиски позволят вам быстро добиться оригинальных результатов. Однако когда вы будете снимать людей, они могут быстро устать: ведь они не привыкли к такому яркому свету, направленному в глаза. Особенно это касается маленьких детей. Малышей до года вообще нельзя слепить ни ярким светом, ни вспышкой – это очень опасно не только для их зрения.
Направляя лампу на отражатель, вы уменьшаете поток света. Поэтому придется либо увеличить выдержку, либо «задрать» светочувствительность ISO. Если требуется большая мощность направленного источника света, то в качестве недорогих, дополнительных источников света в домашних условиях можно использовать галогенные прожекторы мощностью от 150 Ватт до 500 Ватт. Но учтите, что цветовая температура таких ламп низкая – порядка 3500 К, в то время как солнечный свет дает в среднем температуру 5500 К, в результате чего снимки «уйдут» в желтые тона. Здесь нужно, соответственно, позаботиться о балансе белого. Установите его по белому листу или вручную укажите температуру. Либо снимайте в формате RAW, а затем при обработке на компьютере установите правильный цветовой баланс.
Такие хозяйственные прожекторы можно приобрести в комплекте со специальными стойками – держателями с тремя ножками, похожими на штатив. Их удобно использовать: быстро переставлять и наклонять сам прожектор. В среднем цена такой стойки с прожектором составляет 750-1000 руб. Даже если вы не найдете в продаже стойку для прожектора, можно приспособить обычный фотоштатив.
Если нет штатива, то это не повод остановиться на пути творческого развития – используйте все, что есть под рукой. Например, крестовину от елки, дюралевые трубки для торговых или хозяйственных конструкций или даже черенок от лопаты, швабру и т.д. Для стыковки узлов подойдут как имеющиеся в хозяйственных магазинах зажимы для металлических трубок, сантех хомуты, так и струбцины, прищепки-зажимы, миниатюрные тисочки. В крайнем случае самое универсальное средство - скотч. Самодельные конструкции и приспособления могут получиться хлипкими и неустойчивыми, поэтому нужно соблюдать осторожность, чтобы все это не упало.
Левый снимок: портрет сделан с использованием одного источника света. Правый снимок: слева поставлен отражатель, благодаря чему пропала глубокая тень на лице
Очень хороший результат даст свет, направленный на отражающий и рассеивающий свет зонтик. Существуют специальные фотозонтики, окрашенные изнутри. Также существуют зонтики, которые можно использовать на просвет, в качестве софтбокса. Например, вы можете взять детский прозрачный зонтик – не цветной, конечно. Применение зонтика даст намного более качественный результат – световой рисунок на фотографии выигрышно отличается от одного-двух направленных источников света.
Когда на объект направлен источник света, с противоположной стороны наблюдаются тени. Для того чтобы выровнять тени, используйте отражатели – это может быть белая, золотистая или серебристая поверхность. Белый матовый отражатель дает нейтральный оттенок, у такой поверхности больший коэффициент отражения света. При использовании серебристого отражателя цветовая гамма снимка заметно смещается в холодные цвета. Золотистый делает объект съемки теплее, придает более радостное настроение. Свет напоминает освещение при закате, кожа человека приобретает золотистый «загоревший» оттенок.
Вовсе не обязательно платить большие деньги и покупать профессиональные студийные отражатели. Хотя, конечно, держатели, лайтдиски (отражатели), софт-боксы очень удобно использовать в работе. Вы можете и самостоятельно изготовить отражатели, которые помогут сделать снимок интереснее. Для этого подойдет строительный полистирол, картон, оргалит, фанера, ДСП. На ровную плоскую поверхность натягивается простынь, матовая белая бумага или наклеивается фольга (золотистая или серебристая). Кроме того, вы можете сделать каркас из реек, трубочек, толстой проволоки, и на эту рамку натянуть ткань или бумагу.
Отражатель поможет вам, например, при съемке модели рядом с открытым окном, из которого идет дневной свет. И одна половина лица на снимке получается хорошо освещенной, вторая – темной. Исправить положение позволит именно отражатель, расположенный напротив окна так, чтобы отраженный свет подсвечивал тени – для этого можно использовать даже лист белой бумаги. Отражатель можно укрепить на подставке, стойке, или попросите близких подержать его на время съемки.
Отражатель не помешает и при съемке на улице – он поможет смягчить глубокие тени и выровнять световой рисунок
Свет можно «окрасить», если использовать светофильтры – пластик, покрытый с обеих сторон цветной пленкой. Но учтите, что от мощного источника света пластик со временем становится прозрачным. И еще нужно учитывать, что любой светофильтр поглощает часть света. Например, 500 Вт лампа, в зависимости от плотности фильтра, может превратиться в источник света мощностью в 250 Вт.
В достижении нужного цветового эффекта играет роль цвет заднего фона. Фон нейтрального цвета (белого, серого) хорошо передает цвет тона света, который пропущен сквозь фильтр. Темный же фон поглощает свет, и поэтому мощность источника света должна быть больше.
Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.