Помимо собственных портретов и местных достопримечательностей вы можете привезти из путешествия во время отдыха замечательную коллекцию макроснимков. Макромир практически всегда и везде может подарить вам прекрасные сюжеты. А в отпуске в особенности. На первый взгляд может показаться, что сделать макроснимок очень просто. Чтобы снимки вас действительно радовали, не плохо бы ознакомиться с некоторыми тонкостями макросъемки. Да и технически качественный макроснимок получить намного труднее, чем обычный. Прелесть макрофотографии — в ее абстрактности: вы можете из окружения выделить только главный объект. На снимке он получается как бы оторванным от окружающего мира и живет сам по себе.
Выбор камеры
Чтобы сделать впечатляющий макроснимок, конечно, желательно иметь зеркальную камеру с дорогим макрообъективом. Но необязательно. Для макросъемки вполне достаточно и обычной компактной цифровой камеры. У компактов даже есть некоторые преимущества. Маленькая камера удобнее в работе. Из-за маленького размера матрицы у компакта достигается большая глубина резкости (ГРИП). Да и кадрировать по ЖК-экрану, особенно если он поворотный, намного удобнее. Кроме того, относительно недорогие компакты с ультразумом (с фокусными расстояниями до 300-400 мм) позволяют добиться большого увеличения.
Преимущества «зеркалки» заключаются в том, что вы можете дополнительно приобрести макрообъективы, удлинительные кольца и меха, насадочные линзы, телеконвертеры, макровспышки, оборачивающие кольца и т.д. Кроме того, объектив зеркальной камеры позволяет хорошо размыть фон.
Техника съемки
В макросъемке трудно с первой попытки получить отличный результат. Если обычно достаточно одного-двух дублей, и из пары-тройки снимков обязательно один получится удачным, то для макро потребуется сделать несколько снимков (возможно, и больше). Хорошо, если из пяти или десяти кадров один получится отличный.
Размытый фон позволяет сосредоточить внимание на главном объекте
Canon EOS 20D, 50 мм, ручной режим, f/8, 1/250
Всегда старайтесь после традиционных кадров немного подумать и добавить что-то еще: попробуйте изменить масштаб, сменить ракурс, подобрать более удачный фон, выдержку и диафрагму.
Один из важных моментов при съемке макро — управление резкостью. Важно, чтобы основной объект находился в фокусе, остальное как раз становится «размытым», помогая сосредоточить взгляд на главном. Желательно так расположить камеру, чтобы для передачи объекта на снимке было достаточно небольшой глубины резкости.
При съемке, прежде всего, не торопитесь. Если вы будете просто щелкать затвором, то быстро забьете карту памяти, но не сделаете ни одного стоящего снимка. Ищите наиболее выигрышные ракурсы и подходящий фон.
При съемке насекомых постарайтесь не вспугнуть их. Здесь преимущество — на стороне камер с телеобъективом, так как камеру со стандартным объективом приходится подносить к объекту намного ближе
Fujifilm S7000, 210 мм (в 35-мм экв.), режим авто, f/7, 1/350
При съемке насекомых постарайтесь не вспугнуть их. Здесь преимущество — на стороне ультразумов, так как камеру со стандартным объективом приходится подносить к объекту намного ближе. Приближайтесь к пугливому насекомому осторожно, не делая резких движений, стараясь не задеть травинку или ветку, на которой оно сидит. По мере приближения фотографируйте — сняли пару раз, затем еще немного приблизились, еще раз сняли.
Снимать удобнее на четвереньках или лежа. Если вам удастся присесть или прилечь, не вспугнув насекомое, то дальше снимать будет проще. Стоя вы спугнете его быстрее, поэтому главное подобраться ближе плавно и осторожно. Если насекомое не испугалось вашего присутствия, постарайтесь сделать несколько снимков с разных ракурсов. Затем вы можете, держа камеру правой рукой, левой осторожно повернуть и удерживать ветку, травинку или цветочек, на котором сидит насекомое. При этом левая рука может служить опорой для камеры. Для большей устойчивости можно упереться локтями, поставить фотоаппарат на что-то устойчивое — камень, пень, лежащий ствол дерева и т.д.
Не всегда есть время установить параметры в ручную. Снимая «на автомате» пользуйтесь точечным замером: так главный объект всегда будет проэкспонирован правильно
Fujifilm S7000, режим авто, f/4.5, 1/350
По возможности снимайте при установленной вручную минимальной светочувствительности, чтобы получить лучшее качество картинки. Формат RAW предпочтительнее, чем JPEG. Но при этом нужно позаботиться и о месте на карте памяти и учитывать, что на обработку «сырых файлов» потребуется больше времени.
Цветы, конечно же, самый излюбленный объект для макросъемки
Canon EOS 20D, 300 мм, ручной режим, f/6.3, 1/125
Далеко не всегда лучший путь снимать по правилам. Иногда полезно снимок умышленно недодержать или, наоборот, передержать. Недодержка при съемке капелек росы на траве придает снимку эффект фантастичности, снимая паутинку можно и передержать — получится радужное сияние.
Освещение
Освещение влияет на конечный результат очень сильно. Мягкое бестеневое освещение даст не лучший результат, картинка будет плоской. Резкое, контрастное освещение придаст снимкам большую выразительность. Сочетание естественного и искусственного света может обеспечить впечатляющий эффект. Интересно снимать в контровом свете, когда солнечный свет подсвечивает растения и насекомых. Хорошо, если при этом передний план проработан дополнительным освещением.